РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Маргарита Гоголева
Николай Куренков
«Лicтапад» в Минске: «фильмопад» в ноябре
Дата публикации: 10.12.18.
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com
По всему Берлину расклеены афиши с анонсом фильма Павла Павликовски “Zimna wojna“ – „Der Breitengrad der Liebe“. «Холодная война» („Сold War“) трансформировалась в немецком прокате в «Широту любви». Еще до премьеры в Германии эту картину мы увидели в Беларуси на открытии Международного кинофестиваля «Лicтапад», который прошел со 2 по 9 ноября.
В этом году мы нам посчастливилось посетить это замечательное мероприятие и познакомиться с людьми, которые понимают толк в кино, обладают хорошим вкусом и разбираются во всех перипетиях киношной жизни.
Качество работы кинодеятелей в каждой из номинаций оценивало авторитетное международное жюри. Фестивальные показы прошли в шести кинотеатрах: «Центральный», «Мир», «Пионер», «Москва», «Беларусь» (минчане, в том числе и мы, из «бывших», хорошо знают их еще с советских времен, даже названия не изменились), а также в Музее истории белорусского кино и шикарном «Falcon Club Бутик Кино» – «новодел» на проспекте Победителей.
Кинотеатр «Центральный» готов к пресс-показу фильма открытия кинофестиваля «Холодная война»Павла Павликовски
Для истинных киноманов потенциально есть возможность не уходить из кинотеатров целый день. Билеты сравнительно дешевы – даже наиболее востребованные вечерние сеансы стоят в пересчете не больше восьми евро. Буфеты есть везде, и очень неплохие – со свежей белорусской выпечкой, приличными бутербродами и непременно – как же без этого – замороженными соками и смузи.
На одном из сеансов мы познакомились с женщиной, которая за четверть века не пропустила ни одного(!) «Лicтапада» и очень гордится этим. Она рассказала, что заказывает билеты заранее, сейчас это без проблем можно сделать по интернету, и тратит на всю фестивальную неделю около 80 евро. Это примерно одна четвертая её бюджета за месяц, зато удовольствия сколько! Ведь это и просмотры качественных мировых премьер, и встречи в формате Q&A (вопросы-ответы) с создателями фильмов, и обширная образовательная программа, и мастер-классы, а также ретроспективы, выставки, концерты, презентации... Для нашей новой знакомой и её друзей очень важный момент – общение и возможность высказаться, ведь они продвинутые зрители, образованные, знающие, разбирающиеся в нюансах, и дадут фору любому кинокритику. Наверное, о таком зрителе-ценителе мечтают даже самые именитые кинематографисты.
Гостевая книга «Лicтапада»
Кстати, о знаменитостях.
Киноиндустрия – это всегда деньги. В Беларуси киноиндустрию дотирует государство, вот и финансирование фестиваля складывается из бюджета Министерства культуры, Минского горисполкома, средств прокатной организации и спонсорской помощи. Понятно, что там не может быть каких-то особо «крутых» изысков. Но в команде организаторов, а это Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн», есть настолько уважаемые среди коллег профессионалы (а мир кино, как неоднократно звучало со сцены, довольно тесен, и многие друг друга знают), что им по силам заполучить на красную дорожку в Минск всемирно известных звезд и кумиров публики.
В разные годы гостями Минского кинофестиваля становились Фанни Ардан, Клер Дени, Андрей Звягинцев, Эмир Кустурица, Кшиштоф Занусси, Брийянте Мендоса, Дени Коте, Сергей Лозница и многие другие. В этом году почетными гостями стали узбекский актер, продюсер и режиссер Рустам Сагдуллаев и народная артистка России Светлана Немоляева.
Рустам Сагдуллаев и Светлана Немоляева.
По давней традиции, на церемонии открытия они совершили своеобразный ритуал – разбили тарелку о штатив кинокамеры, благословляя форум на творческие свершения и открытие новых талантов.
По статистике организаторов фестиваля, «Лістапад» каждый год посещает около 40 000 зрителей и более 100 гостей со всего мира. Но вот данных о том, сколько же туристов бывает на фестивале, мы не нашли. Что же может привлечь наших бывших русскоязычных соотечественников из Европы в начале ноября в Минск? Кроме творческой составляющей известнейшего кинофорума под знаком осеннего листа с милым женским профилем еще и то приятное обстоятельство, что механизм фестиваля работает как часы, все показы начинаются вовремя, а лекции и мастер-классы проходят такие, что только слушай да записывай.
Общественный транспорт работает очень хорошо и практически круглые сутки, в городе чистота и порядок, много интересных заведений, где можно вкусно поесть и приятно отдохнуть. Благодаря тому, что в Беларуси все вышеперечислнное гораздо дешевле, чем, например, в Германии, в том числе и отели, удовольствие от того, что в таком интеллектуально-познавательном отпуске можно себе позволить многое, гарантировано.
Еще хочется отметить, что во время фестивалей в помощь основной команде задействовано около сотни волонтеров. Пока это белорусские студенты, которые владеют приличным английским, а в будущем, возможно, и их сверстники из других стран. Культурное пространство непременно будет расширяться.
О выборе фильмов
Каждый год на конкурсные и внеконкурсные программы «Лістапада» отбираются фильмы, вошедшие в лонг-лист «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В этом году в рамках ММКФ на больших экранах было показано десять фильмов, недавно выдвинутых на соискание премии Американской киноакадемии. В их числе ленты признанных мастеров кино Хирокадзу Корэ-эда и Маттео Гарроне, полнометражные дебюты режиссеров Кристины Гальего и Ликариона Вайнайны.
На «Лiстападе» издавна существуют тематические рубрики, одна из них – «Львы, Медведи и Пальмовые ветви» где показывают фильмы, участвовавшие и/или победившие в престижных международных кинофестивалях. В этом году в Минске не показали секс-докудраму «Не прикасайся» румынки Адины Пинтилие. И слава Богу, что не показали! Сама его победа на Берлинале-2018 получила полярные отзывы как публики, так и кинодеятелей. Ну право же, кино было и остается важнейшим из искусств, а что хорошего может дать для обогащения мира не просто обнажёнка – «извращёнка» перед камерой под лозунгом «исследование своего тела» людьми с психическими заболеваниями и различными комплексами…
Ну а что же интересного мы увидели, чем хочется поделиться?
167 фильмов за неделю посмотреть физически невозможно, такой задачи и не было. Но нам повезло в том плане (а может быть, сработала многолетняя журналистская интуиция), что мы попали на показы именно тех фильмов, которые стали знаковыми и получили награды фестиваля. Так, после пресс-просмотра сразу стало ясно, что в число призеров войдет фильм румынского режиссера Раду Жуде. У фильма несколько странное название: «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» (оказалось, что это цитата из Антонеску, румынского диктатора времен Второй мировой).
Потрясенным и задумчивым вышел из зала председатель жюри основного показа игрового кино узбекский режиссер Юсуп Разыков: «Какие обобщения глубокие, какая правда жизни!»
Вкратце: главная героиня начинает свою режиссерскую карьеру с театрализованной инсталляции на празднике около ратуши Бухареста. Практически для всех ее соотечественников не понятно, почему она выбрала тему уничтожения евреев румынскими военными в Одессе в начале Второй мировой войны. Но молодая женщина добровольно взвалила на себя ответственность Румынии перед всем миром за почти 400 тысяч уничтоженных евреев. Действие разворачивается исподволь, вроде бы ничего особенного и не происходит. Но в конце, когда пленных евреев сжигают «понарошке», гости городского праздника радуются в действительности. Финал потрясает и заставляет задуматься.
Традиционно сильная программа была в этом году в неигровом кино. Председатель жюри в данной номинации режиссер Михаил Лещиловски (Польша – Норвегия) пояснил накануне показов критерии оценки фильмов: «Это обязательно должно быть правдивое кино, правдивое до боли. Чтобы зацепить современного зрителя, кино должно вызывать эмоции, ведь эти картины показывают все то, что волнует нас каждый день».
О киноиндустрии вообще и белорусском кино в частности
Национальный конкурс впервые появился в 2014 году с целью передать образ современного белорусского кино. И нам тоже хотелось понять, что же это за явление? В маленькой суверенной Беларуси создана целая индустрия кино, белорусские вузы каждый год выпускают массу режиссеров-актеров-кинокритиков. Есть и свой кинофестиваль с многолетней историей, хорошим рейтингом и высокопрофессиональной командой, что в совокупности теоретически позволяет продвигать белорусский продукт на международный, по крайней мере европейский рынок.
Но каков же он, этот продукт?
На индустриальной платформе в рамках «Лiстапада» практически все мероприятия (мы их активно посещали, как прилежные ученики) прошли в просмотровом зале киностудии «Беларусьфильм», рассчитанном примерно на 250 мест, и там было очень уютно и комфортабельно.
Пресс-конференция с членами жюри 25-го ММКФ «Лістапад» в день открытия
Почетные гости фестиваля узбекский актёр и режиссёр Рустам Сагдуллаев, прославившийся ролью Ромео в художественном фильме «В бой идут одни „старики“» и народная артистка России Светлана Немоляева на пресс-конференции в кинотеатре «Центральный» в день открытия фестиваля
В тот же день в кинотеатре «Москва» Рустаму Сагдуллаеву был вручён ежегодный приз Президента Беларуси – «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве», а Светлана Немоляева под мелодию из фильма «Служебный роман» получила специальный приз Исполнительного комитета СНГ – «Кино без границ» «За развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами»
Перед многими показами с короткими, но очень ёмкими аннотациями
на сцену выходил директор программ игрового кино Игорь Сукманов
Председатель жюри основного показа игрового кино ММКФ узбекский и российский кинорежиссёр и сценарист Юсуп Разыков охарактеризовал «Лiстапад» как «фильмопад» на ладони, куда попадают самые лучшие, самые интересные фильмы, выпущенные за последние 2 года»
С мастер-классом выступил на «Индустриальной платформе»
директор Варшавского кинофестиваля Стефан Лаудын
К сожалению, полностью белорусскую «фабрику грёз» увидеть не удалось, – может, доведется в следующий раз, ведь с некоторых пор осмотр открыт и для туристов. (Кстати, не удивительно, что услуга эта пользуется спросом).
И там, на «индустрии», не раз и, как показалось, с некоторым упреком, говорилось, что «Беларусьфильм» «специализируется» только на Великой Отечественной, и что фильмы эти по своей концепции очень схожи, то есть попросту говоря стереотипные, и что фильмам с другой тематикой в Беларуси пробиться невозможно.
Но молодые (и начинающие, что не всегда одно и то же) режиссеры тем не менее ищут современные животрепещущие темы, ставят новые цели и задачи, и «пробиваются» другим путем, изыскивая средства чаще всего за пределами родины: пишут запросы в профильные иностранные фонды, привлекают частных инвесторов и, если повезет, спонсоров. То есть уже не надеются на государство как генерального продюсера. И эту тенденцию учли организаторы фестиваля, закрепив положение о том, что к участию в Национальном конкурсе принимаются фильмы, снятые белорусами в республике и за её пределами.
Яркий пример тому – картина «Хрусталь» режиссера Дарьи Жук, американки из Беларуси. Про этот фильм все много слышали уже с прошлого года, по крайней мере, в Минске, но мало кто его видел, поскольку фестивальная премьера состоялась в прошлом году, а после было всего несколько показов. С точки зрения промоушена это, наверное, было сделано правильно, с коммерческой точки зрения – не нам судить. Но интерес к фильму постоянно подогревался, и в большей мере именно благодаря тому факту, что Дарья Жук сама нашла средства на его создание. В этом году она уже давала мастер-класс на «платформе» и подробно рассказала, какой путь прошла от идеи до её воплощения.
Лекция «Первый полный метр: практические советы и профессиональное развитие»
Дарьи Жук, режиссера фильма «Хрусталь», вызвала большой интерес у коллег и прессы
Сначала она написала на «Беларусьфильм», ей ответили, что заявка принята к рассмотрению. А дальше – тишина... Но Дарья характер имеет боевой и научилась (о, похвальное качество!) доводить свои начинания до логического завершения. Поэтому она сама стала изыскивать средства и параллельно снимала свое кино. В итоге фильм был снят, и сейчас автор активно «раскручивает» его на фестивалях.
Какие же выводы можно сделать из вышесказанного? Самое главное в киноиндустрии, которая была, есть и остается «фабрикой», – это найти деньги.
Это бизнес, и чем «круче» смета, тем доступнее конечная цель: высказаться на все сто и при этом монетизировать свое творчество. На этой «фабрике» существует множество отделов, где помимо производства есть еще и мониторинг рынка, и прокатный менеджмент, и фестивальная политика.
...С нетерпением ждали мы возможности увидеть «Хрусталь». Было интересно целиком посмотреть картину, которая – кажется, впервые в истории – выдвинута от Беларуси на премию «Оскар».
И что? Мы по достоинству оценили деловую хватку режиссера. Её история напомнила нам перипетии с поиском денег для журнала «Würzburger Ring», нашего первого детища в Германии. Точно также мы искали фонды и спонсоров, рекламу и каналы распространения. Суммы были на порядок меньше, но мы понимаем, как тернист этот путь. А сам «Хрустальный лебедь» („Crystal Swan“ в английской транскрипции) положительных эмоций не вызвал: что сказать-то нам, зрителям, хотели? Над кем и над чем иронизировали? И причем тут «Оскар»? Разве что «хрустальная мечта» – уехать в Америку. Но, как говорится, не судите...
На наш взгляд, именно осознание самого факта «смогли, yеs!» было лейтмотивом и других фильмов белорусских авторов, которые мы посмотрели на фестивале.
На вечернем показе в кинотеатре «Беларусь» молодые режиссеры – участники Национального конкурса рассказали о том, с какими трудностями им пришлось столкнуться при создании своих короткометражных фильмов
Короткометражный фильм «Ягор» стал режиссерским дебютом актёров театра имени Янки Купалы Романа Подоляко и Михаила Зуя. Эта снятая мобильным телефоном юмористическая зарисовка по мотивам сборника «Радзіва Прудок» Андруся Горвата сейчас популярна в Беларуси. Это короткая комическая эскапада, бурлеск, в котором используются возможности белорусского наречия, именуемого «трасянка». Нам она напомнила стилистику «Митьков», только с белорусским колоритом.
Роман Подоляко и Михаил Зуй
Андрей Кривецкий представил свой фильм «Вахтер»
Алексей Полуян учится в Германии, в Художественной академии г. Касселя.
Фильм Алекея Полуяна «Нарушение спокойствия» длится 17 минут. Это история знакомства студента и немой девушки. Фильм удивил фантазийностью в повороте сюжета. Немецкий студент не мог взять бинокль и подсматривать за чужими окнами. По менталитету и воспитанию не мог – это уже белорусский «креатив», перенесенный на немецкую почву.
Несколько слов для прессы. М. Гоголеева и Алексей Полуян.
Земляки из Германии встретились в Минске кинотеатре «Беларусь»
Фильм Мары Тамкович «Дочь» (2018) снят в Польше, но показанные в нем социальные и этические аспекты формального отношения чиновников к институту семьи актуальны для многих других стран…
Мара Тамкович
Координатор «Индустриальной платформы» Лизавета Бобрикова открыла
Дни дистрибуции на киностудии «Беларусьфильм».
Константин Воробей, заместитель директора и продюсер Мастерской социального кино, провел презентацию конкурса сценариев в рамках акции по поддержке кинопроектов «Аб'ектыўна. Правы дзіцяці»
Три сессии были проведены совместно с продюсерским Центром современной культуры «Бегущая черепаха». Леонид Калитеня представил познавательно-развлекательный проект «Сваё кiно» и поделился опытом с создателями фильмов, как организовать премьеры в Беларуси
Леонид Калитеня
Наталья Бружник (проект «Сваё кiно») сделала сообщение на тему «Не дай себя обмануть»,
где речь шла о юридических аспектах показа фильма в Беларуси.
О том, как правильно организовать прокат фильма в Беларуси
рассказал координатор Национального конкурса Николай Лавренюк
Рональд Фальзоне, американский сценарист и продюсер, профессор Колумбийского колледжа Чикаго в области режиссуры и киноискусства провёл мастер-класс по оформлению киносценария от идеи до воплощения её в фильме
Продюсер и режиссёр анимационных фильмов из Вильнюса Валентас Ашкинис
в рамках дня анимации и Виртаульной реальности (VR) поделился опытом о системе независимого продюсирования в контексте истории литовской анимации
Параллельный мир VR-кино
Особым блоком шла на «индустрии» виртуальная реальность – экспериментальная VR-лаборатория художественных и анимационных проектов, в ходе которой студенты, молодые режиссёры, сценаристы, компьютерщики, художники приобретали опыт в освоении фантастических возможностей VR-технологий для реализации творческих замыслов.
Экспериментальная VR-лаборатория художественных и анимационных проектов
Виртуальная реальность ( от английского Virtual reality, VR) – форма компьютерного моделирования, которая позволяет воспроизвести реальные ощущения в реальном масштабе времени и с высокой степенью достоверности. Другими словами, это сложная конструкция, которая с помощью современных технологических возможностей отсылает человека из действительности в параллельный мир, созданный операторами ВиР с помощью специальной съемки.
Первое знакомство
Лаборатория была организована оргкомитетом фестиваля совместно со студией иммерсивных решений Feeling Digital. Работа продолжалась три дня (4-6 ноября), сперва в Галерее АРТ-Беларусь по ул. Козлова, 3, затем на киностудии «Беларусьфильм».
Художник Вера Судзиловская представляет свои картины, созданные при помощи VR
В рамках эксперимента своим опытом поделились менторы из Германии, России и Беларуси: Тобиас Вюстефельд – иллюстратор, digital-художник из Гамбурга, Георгий Молодцов– продюсер VR-кино и фильмов 360 из Москвы, Виктор Комаровских – сооснователь проекта Tvori из Санкт-Петербурга, Митрий Соркин и Павел Лукашевич – Галерея ВиР, Минск.
Митрий Соркин, куратор Дня виртуальной реальности на «Индустриальной платформе,
режиссер сферического кино, креативный продюсер в компании «Feeling Films»,
сооснователь минской галереи виртуальной реальности «ВиР»
Георгий Молодцов, куратор Дня виртуальной реальности, режиссер и продюсер сферического кино
Участие в работе лаборатории приняли около 20 человек. Во время практических занятий они узнали о возможностях для создания историй в виртуальной реальности и о том, где и как эти возможности можно эффективно и грамотно использовать. По итогу 3-дневной лаборатории четыре команды участников при поддержке менторов создали экспериментальные VR-проекты, а затем показали свои фильмы в просмотровом зале киностудии «Беларусьфильм».
Участники за работой
Для нас как для новичков стало удивительным открытием то, что эти молодые люди за 3 дня «мозгового штурма» создали продукт (пусть еще не законченный, пока сырой), над которым раньше профессионалы работали месяцы, а то и годы.
Команды готовят свои VR-проекты к показу
Подведение итогов 3-дневной работы
Погрузившись в интереснейшую и насыщенную жизнь фестиваля, мы не раз ловили себя на мысли о том, что мы не хотим с этим расставаться, потому что нам стало настолько интересно смотреть и оценивать отсмотренные фильмы, что не хочется «выныривать» из этой параллельной реальности в круговерть будней…
Приехав из Европы на фестиваль, мы поняли, что те жители Беларуси, которые в повседневной суете не удостаивают своим вниманием афиши «Лicтапада», сами лишают себя возможности совершить путешествие – при этом недорогое – не выезжая за пределы родного города. Потому что эмоциональное воздействие на людей на этом празднике кино потрясающее. Погружение в праздничную атмосферу фестиваля уносит человека в фантастический волшебный мир, в другую жизнь. Без преувеличения можно сказать, что это событие является достоянием культуры европейского уровня и сам факт существования такого кинофестиваля дает Минску на первую неделю ноября статус европейской столицы.
Минск-Берлин
Фото: Николай Куренков
И еще несколько мыслей вслед фестивалю
Николай Куренков
Меня больше всего потряс польский фильм «Холодная война», показанный в день открытия фестиваля.
Люди совершенно не умеют ценить то, что им дано сегодня и сейчас, в этой жизни, и стремятся с какими-то стереотипными мечтами вдаль, в непонятную реальность. В итоге – поломанные судьбы; люди теряют гораздо больше, чем приобретают. Музыкант с мировым уровнем в профессии потерял все из-за того, что поверил в такие мифы. Действие картины начинается в послевоенной Польше. Во время гастролей с оркестром он остается на Западе, скитается, находит работу ресторанного музыканта во Франции. Нам показали, как сложно порой человеку сделать правильный выбор и как часто люди ошибаются, потому что не умеют оценить возможности будущей жизни и существующие реалии.
Еще один – главный – вопрос у меня возник в связи с посещением Лiстапада. Когда планируется новый фильм, все действующие лица и создатели проходят кастинг. Это и режиссер, и видеооператор, и актеры. Но почему-то нигде я не услышал, что проводится кастинг на такой важнейший компонент будущего фильма, как лейтмотив фильма и музыкальный материал к нему.
Именитые режиссеры рассказали, что у них в очереди стоят несколько композиторов для создания музыки к будущим фильмам. Но мне кажется, что кастинг на музыку наилучшим образом помог бы реализации главной идеи режиссера. Причем я считаю, что кастинг должен быть инкогнито, чтобы не довлело знаменитое имя участника.
От себя скажу, что я готов принять участие в любом кастинге на музыкальную тему к будущим фильмам.
Маргарита Гоголева
Я очень люблю Минск, знаю его вдоль и поперек и хотя бы раз в год навещаю родные места, друзей и могилки моих близких. Но впервые мне довелось приехать специально на кинофестиваль и целую неделю жить событиями «Лiстапада». Самые яркие мои впечатления – от общения с ораторами «индустриальной платформы» и теми из организаторов, с кем мы общались. Это прежде всего сотрудники пресс-центра во главе с руководителем Иреной Котелович, куратор «индустриальной платформы» Лизавета Бобрикова, директор Музея кино Игорь Авдеев, директор программ игрового кино Игорь Сукманов и другие профессионалы. Спасибо вам и до новых встреч.
ПРИЗЕРЫ XXV МИНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «ЛIСТАПАД»
ОСНОВНОЙ КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО
Гран-при “Золото “Лiстапада” за лучший фильм
«Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», режиссер – Раду Жуде (Румыния, Чехия, Франция, Болгария, Германия)
Лучшая режиссура
Цзя Чжан-Кэ за фильм «Пепел белоснежен» (Китай, Франция, Япония)
Лучший сценарий
Огнен Главонич за фильм «Груз» (Сербия, Франция, Хорватия, Иран, Катар)
Лучшая операторская работа имени Ю.А. Марухина
Адам Баерски, Томаш Рафа за фильм «Однажды в ноябре» (Польша)
Лучшая женская роль
Чжао Тао за роль в фильме «Пепел белоснежен» (Китай, Франция, Япония)
Лучшая мужская роль
Степан Девонин за роль в фильме «Сердце мира» (Россия)
Лучшее звуковое (музыкальное) решение фильма
Антон Байбаков за фильм «Вулкан» (Украина, Германия)
Специальный приз жюри
«Третья жена», режиссер – Аш Мэйфэр (Вьетнам)
Члены жюри:
Юсуп Разыков (Россия, Узбекистан)
Андрей Крецулеску (Румыния)
Нерина Т.Коцьянчич (Словения)
Антон Сидоренко (Беларусь)
КОНКУРС ИГРОВОГО КИНО «МОЛОДОСТЬ НА МАРШЕ»
Лучший фильм конкурса имени кинорежиссера В. Т. Турова
«Мертвые и другие», режиссеры – Жоан Салависа, Рене Надер Мессора (Бразилия, Португалия)
Специальный приз жюри
«Манта рей», режиссер – Пхуттипхонг Арунпхенг (Таиланд, Франция, Китай)
Диплом «За нарушение ожиданий зрительского восприятия, за
благородство режиссуры, за изысканный монтаж»:
«Горничная», режиссер – Лила Авилес (Мексика)
Члены жюри:
Зара Абдуллаева (Россия)
Итиро Ямамото (Япония)
Павел Пряжко (Беларусь)
ОСНОВНОЙ КОНКУРС ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
Гран-при за лучший документальный фильм
«Домашние игры», режиссер – Алиса Коваленко (Украина, Франция, Польша)
Специальный приз жюри
«За пределом», режиссер – Марта Прус (Финляндия, Германия, Польша)
Дипломы «За выдающиеся достижения»
«Отшельник», режиссер – Артем Москалев (Россия)
«Пленница», режиссер – Бернадетт Туза-Риттер (Венгрия)
Члены жюри:
Михал Лещиловски (Польша, Швеция)
Рати Онели (Грузия)
Пертти Вейялайнен (Финляндия)
Евгения Марченко (Россия)
Галина Адамович (Беларусь)
КОНКУРС МОЛОДОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО
– КОНКУРС НАЦИОНАЛЬНЫХ КИНОШКОЛ
Объявлено 5 ноября
Приз «За лучший фильм»
«Та же боль», режиссер – Петер Санд Магнуссен (Польская национальная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)
Диплом «За операторскую работу и мужество»
«Отчуждение», режиссер – Бегим Жолдубай Кызы (Кыргызско-Турецкий университет «Манас»)
Диплом «За остроумный оригинальный подход»
«На восток», режиссер – Имэн Чжан (Мобильная киношкола «DOCNOMADS»)
Диплом «За то, что говорите жизни «да», осознавая ее быстротечность»
«Прыжки Бруно», режиссер – Мирна Эверхард (Мобильная киношкола «DOCNOMADS»)
Члены жюри:
Йозефина Зеттмахер (Германия)
Илона Бичевска (Латвия)
Мария Костюкович (Беларусь)
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
Лучший игровой фильм
«Дочь», режиссер – Мара Тамкович (Польша)
Лучший документальный фильм
«Песни для Кита», режиссер – Руслан Федотов (Беларусь, Россия)
Лучший анимационный фильм
«Лагодны воўк», режиссер – Наталия Дарвина (Беларусь)
Дипломы:
«За выдающееся визуальное решение»
«Франка» (Альманах «Война. Остаться человеком»), режиссер – Митрий Семенов-Алейников (Беларусь)
«Игою Волчеку – за утонченность и поэтичность его творчества»
Игорь Волчек за фильм «Волчишко» (Беларусь)
Члены жюри:
Рената Санторо (Италия)
Паскаль Рамонда (Франция)
Дарья Юркевич (Беларусь)
КОНКУРС ФИЛЬМОВ ДЛЯ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ АУДИТОРИИ «ЛIСТАПАДЗIК»
Объявлено 6 ноября
Золотой «Лістападзік» за лучший фильм
«Супа Модо», режиссер – Ликарион Вайнайна (Кения, Германия)
Лучшая детская роль
Шан-Хэ Хуан, фильм – «Знает только море» (Тайвань)
Лучшая работа взрослого актера в детском фильме
Филиппо Нигро, «Побег в Рим» (Италия, Швейцария)
Специальный приз жюри за лучший сценарий
«На грани», режиссер – Алдияр Байракимов (Казахстан)
Диплом «За лучшее операторское искусство»
«Товарищ ребенок», режиссер – Мооника Сийметс (Эстония)
Члены жюри:
Эрик Билодо (США)
Наргес Абияр (Иран)
Елена Турова (Беларусь)
ПРИЗ МЕЖДУНАРОДНОГО ЖЮРИ КИНОПРЕССЫ «ФИПРЕССИ»
«Новые голоса – Приз ФИПРЕССИ» за лучший дебют
«Горничная», режиссер – Лила Авилес (Мексика)
Члены жюри:
Люси Вирхен (Мексика)
Дьёрдь Карпати (Венгрия)
Константы Кузма (Германия)
Вьера Лангерова (Словакия)
Максим Карпицкий (Беларусь)
ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ
«За лучший игровой фильм»
«Юли», режиссер – Исиар Больяин (Испания, Великобритания, Германия)
«За лучший документальный фильм»
«Проект «Бабушка», режиссер – Балинт Ревес (Венгрия, Германия, Великобритания)
За лучший фильм для детской и юношеской аудитории в конкурсе «Лістападзік»
«Супа Модо», режиссер – Ликарион Вайнайна (Кения, Германия)
ПРИЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ А. Г. ЛУКАШЕНКО
«ЗА ГУМАНИЗМ И ДУХОВНОСТЬ В КИНО»
Наталья Мещанинова за фильм «Сердце мира» (Россия)
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
«Ласковое безразличие мира», режиссер – Адильхан Ержанов (Казахстан, Франция)
ПРИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕЛЕРАДИОКОМПАНИИ «МИР» В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
«Отшельник», режиссер – Артем Москалев (Россия)
ПРИЗ «СОЛОМЕННЫЙ ЗУБР» ГИЛЬДИИ КИНОВЕДОВ И КИНОКРИТИКОВ
БЕЛОРУССКОГО СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ
«У Палессі на балоце», режиссеры – Роман Бурмаков, Руслан Синкевич, Светлана Котлярова, Марта Геращенко (Беларусь)
ПРИЗ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ В НОМИНАЦИИ
«ЗА ВЕРНОСТЬ НРАВСТВЕННЫМ ИДЕАЛАМ В КИНОИСКУССТВЕ»
Режиссер Инна Цгоева за фильм «Я, Виктор» (Россия)
Режиссер Елена Буякова за фильм «Один день из жизни Алеся и Алеси» (Беларусь)