РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ

Круг интересов

КАРТА САЙТА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА ЛЕХ ЛЕХА

СБРОСИТЬ БАЛЛАСТ

03.11.22.

Шалом, уважаемые читатели!

В главе Лех леха Тора знакомит нас с Авраамом - единственным человеком в своем поколении, отрекшимся от заблуждений идолопоклонства, "вычислившим" Вс-вышнего благодаря непредвзятому анализу реальности, и благодаря этому заслужившему называться первым евреем, родоначальником народа Израиля.

Жизнь первого из праотцов была нелегка, как это всегда бывает у первопроходцев и ниспровергателей укоренившихся заблуждений. Его обновлённые убеждения не могли не вызвать конфликт со старым окружением праведника.

На момент первого откровения Вс-вышнего Аврааму исполнилось 75 лет. В то время он жил в Харране (нынешняя Сирия) вместе со своим отцом Терахом, женой Сарай и племянником Лотом. В конце главы Ноах Тора сообщила нам, что Терах взял часть своей семьи и отправился в землю Кнаан, но не дошёл до цели, и осел в Харране, на полпути к Святой Земле. Наши Мудрецы указали причину, по которой отец Авраама должен был оставить  Ур Халдейский, первый и самый крупный из городов, основанных человеком после Великого Потопа - дело в том, что Авраам вступил в конфликт с первым царем людей, Нимродом, и тот, не сумев ни заставить Авраама отказаться от веры в Единого Б-га, ни уничтожить его в раскаленной печи, изгнал его семью из своей страны. Несколько лет Авраам и его бесплодная жена Сарай жили в Харране вместе с отцом и Лотом, пока Вс-вышний не повелел ему: "Уйди (ради) себя из земли твоей, из родины, и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Берейшит 12:1).

Концепция традиционного подхода к тексту Торы подразумевает, что в нём не содержится ни грана лишней информации - любая мелочь имеет большое значение, которое следует по возможности отыскать. Более того, если какое-то слово или оборот кажутся на первый взгляд избыточными или неточными, это сделано намерено, чтобы обратить внимание изучающего Тору на эту деталь и привести его к новому пониманию идей, заложенных в тексте Писания.

Дон Ицхак Абрабанель, рассматривая этот стих, задает несколько вопросов:

Во-первых, как следует понимать сказанное в нём? Ведь это указание Авраам получает от Вс-вышнего в Харране, а, между тем, его родина - Ур Касдим, откуда он уже давно ушел! Ибн Эзра считает, что это откровение имело место еще там, в Уре, но это мнение не имеет под собой достаточно оснований.

Во-вторых, и "земля твоя", и "родина", и "дом отца" - во многом синонимы. Достаточно было сказать "Уйди из Харрана". Зачем перечислять все эти вторичные моменты?

Один из принципов еврейского мировоззрения гласит, что человек должен всю свою жизнь развиваться, стремиться к "шлеймут" - совершенству. В этом - его основная задача в этом мире. Тора и заповеди, хотя и ценны сами по себе, но на деле представляют собой инструменты, с помощью которых человек работает над собой, приводя себя в соответствие с замыслом Творца. Но на этом пути человека ожидают далеко не розы, а тернии. Препятствий, задерживающих и даже нивелирующих развитие человека, не счесть - плохая наследственность, леность тела и духа, материальные проблемы, заедающий быт, и т.д. и т.п.

Для того, чтобы стать одним из трёх камней основания Дома Израиля, наш праотец Авраам должен был достичь великого совершенства. За его спиной уже лежал непростой путь отказа от ложных представлений о мире, он уже взвалил на свои плечи нелёгкий и неблагодарный труд - распространять в мире знания об истинном Б-ге. Но было то, что не давало ему возможности раскрыть свой духовный потенциал. Эти вещи Абрабанель условно делит на три типа.

Первый из них - "твоя земля". В самом простом понимании имеется в виду вся зона влияния древних месопотамских культур, простирающаяся до реки Прат (Евфрат). Остановившись в Харране, Авраам все ещё находился под влиянием нечистоты вавилонской цивилизации. Ему, потомственному горожанину, предстояло спуститься на самое дно социальной лестницы - стать бродячим пастухом. Только так можно было начать закладывать основу новой универсально-национальной религиозной идеи. А такое было возможно только на Святой Земле, изначально предназначенной для этого.

Но пересечь великую реку было недостаточно. Необходимым условием стало также избавление от ближайшего окружения - друзей детства и юности, знакомых, соучеников, дальних родственников, и пр. Оно, это окружение, пыталось, даже порой неосознанно, привести Авраама "к общему знаменателю", а любой из нас понимает, как порой неудобно и тяжело идти наперекор тем, кто близок тебе. Поэтому и эти вериги прошлой жизни Аврааму предстояло оставить на том берегу Евфрата. Для этой же цели Вс-вышний не открыл ему сразу цели его путешествия - чтобы за ним не пошли те, кто мог бы задержать его развитие. Хватило одного Лота - племянник Авраама оказался неспособным оценить великое призвание и соблазнился сокровищами Сдома, что привело его к весьма нежелательным  последствиям. Всё время, пока Лот пребывал с Авраамом, Вс-вышний  не обращался к праотцу. И только после их расставания Авраам смог двинуться дальше по пути к совершенству.

И это приводит нас к третьему, самому тесному и наиболее влиятельному кругу в жизни человека - его семье, дому его отца и матери. Традиция - одна из вещей, отличающих человека от животных. Но искажённая традиция, подвергшаяся тлетворному влиянию, может стать неподъёмной гирей на ногах человека. Как человеку, "отягчённому" совестью, позорить своего отца, служащего идолам? Чтобы избавить Авраама от мучительных дилемм, Вс-вышний повелевает ему оставить дом своего отца. РаШИ отмечает, что, хотя о смерти Тераха сказано ещё в конце главы Ноах, в реальности он умер спустя много лет после того, как Авраам покинул Харран. Почему же Тора не указывает это в соответствующем месте? Чтобы насмешники и критики не обвинили Авраама в том, что он пренебрёг заповедью почитания отца!

Итак, подведем итоги: три круга влияния могут задерживать духовное развитие человека - ментальность и свойства земли, где он родился; круг знакомых и друзей из "прошлой жизни"; и, наконец,  ближайшие  родственники,  против которых человеку тяжело идти, даже осознавая собственную правоту.

Каждый из тех, кто решил вернуться к Торе, прошел через это испытание. Некоторым удалось перетянуть своих родственников на правильную сторону. Но большинству пришлось  от  многого отказаться, даже если это на первый взгляд не противоречило законам Торы и принципам еврейской веры. Ведь всё, что мы читаем, слушаем, смотрим, несёт в себе определенный культурный заряд. И зачастую этот заряд может помешать человеку на его пути вперед и вверх, стать неподъемным балластом, не позволяющим его воздушному шару подняться ввысь.

Дай же нам Б-г сил, терпения и настойчивости, чтобы мы смогли отбросить то, что нам мешает стать настоящими евреями!

 

 

 

Знать всё о немногом и немного обо всём

Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com