РАССКАЖИ ДРУЗЬЯМ
Станислав Яржембовский
Это сладкое слово «свобода»
Дата публикации: 24.09.20.
«Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова»
А. Пушкин
Свобода - бог современного человека. Свобода превыше всего! Это слово - табу. Никому не позволено усомниться в первичной ценности свободы, любое сомнение рассматривается как величайшее кощунство. Но что это вообще за бог такой, что вообще означает это сладкое слово свобода?
Абстрактные понятия не определимы строго логически. Их надо прочувствовать, а для этого надо воззвать к своей интуиции. Проще всего проясняются они через противопоставление. Например, невозможно строго определить, что означает правое или левое, но очень легко понять, что это такое, если продемонстрировать их вместе: находясь рядом, они определяют друг друга. Так и в нашем случае: правизна свободы противоположна левизне рабства. Но как подступиться к этому диполю?
Попытаемся двигаться через этимологию. В русском языке слово свобода одного корня со словами свой, собственный, особый. Противоположное им понятие - общий. Хорош, однако идеал: обособленность в противовес общности! Ну, а как же в других языках? Надо думать, древние греки, не говоря уже о римлянах или германцах, знали толк в свободе и умели ценить её не меньше нас с вами. И вот, оказывается, они называли свободой нечто такое, что сейчас представляется совершенно немыслимым. Греческий термин элевтерия означает благое служение. Корень здесь тот же, что и в слове терапевт - ухаживающий, прислуживающий. Отнюдь не гордая независимость - служение! Идём дальше. Германское фрай означало и вовсе нечто невообразимое: кроткий. Это слово одного происхождения с греческим праис, которым обозначалась евангельская кротость. Наконец, в спектре значений латинского либер не последнее место занимает значение кроткий, милостивый.
Почему же свобода у древних ассоциировалась с кротостью, а не с противоположной ей дерзостью, что, по нынешним представлениям, выглядело бы гораздо естественнее? Как ни странно, дерзость в древности не считалась положительным качеством. Дерзость считалась уделом раба («дерзкий раб» - устойчивое словосочетание). Свободным в древности мог быть лишь человек, принадлежавший к известному роду, который мог его в случае необходимости защитить. Такая принадлежность служила гарантией от рабства. Свободный человек мог быть только человеком рода - джентльменом. Английское gentle происходит от латинского genus - род, но означать стало именно кроткий, душевно мягкий, милосердный. Свободный, родовитый человек был кроток именно потому, что подчинял свои интересы общим, смирял свои личные аппетиты, ставя своей задачей созидательное служение. Кротость его состояла в том, что он как бы само¬устранялся, превращался в орудие для достижения некой высшей цели. И всё это - добровольно, по внутреннему убеждению.
Рабом был тот, кто силой обстоятельств был вырван из своего естественного окружения и заброшен в чужую, ненавистную ему среду. С точки зрения общества, в котором раб существовал как раб, он был крайним индивидуалистом, хищником и паразитом. Его социальный статус воспитывал в нём самые худшие человеческие качества: леность, лукавство, хитрость, коварство, мстительность. Ему не только не было никакого дела до общего дела того народа, среди которого он жил, он ненавидел это чуждое ему «общее дело». И если свободный человек видел свою задачу в созидательном кротком служении, раб свою задачу видел в наглом и дерзком разрушении. Сущность рабства как раз и состоит в оторванности от общего дела.
Свобода, понимаемая как своеволие - это свобода взбунтовавшегося раба. Беглый раб неизбежно становится разбойником. Его свобода привносит в мир разрушение, хаос, смерть. Всякий, кто осуществляет свободу своеволия, есть хищник и паразит, потому что его свобода покупается ценой несвободы других. Мнимая свобода человека-хищника есть всегда месть за то, что он когда-то не сумел отстоять свою подлинную свободу.
Что говорится о свободе в Евангелии? Обращаясь к правоверным иудеям, Иисус сказал: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными». Те возмутились: «Мы семя Авраамово и никогда никому не были рабами». На это Иисус заметил: «Всякий, делающий грех, есть раб греха». Свобода - если её понимать в отрицательном смысле, как свободу от - может быть только свободой от греха. Свобода заключается в способности прекратить потакание мелким сиюминутным желаниям «внешнего человека» - поверхностного слоя нашей личности, в способности прекратить действовать автоматически - по чужой подсказке или под воздействием внешних импульсов (Паскаль говорил, что мы в своей эмоциональной и интеллектуальной жизни похожи на барабан, по которому походя бьёт всякий, кому не лень). В положительном смысле свобода есть способность управлять своими поступками исходя из очень глубокого центра. Свобода - это очень глубокая мотивировка вопреки конъюнктурным соображениям текущей действительности. Свобода в конечном счёте есть предание себя воле божьей. Для человека его свобода есть только задание, жизненная программа. Задача человека - реализовать замысел Бога о нём. В этом и состоит его свобода, его кротость, его благое служение.
Если у Вас нет своей страницы в Facebook'е, напишите Ваш комментарий или отзыв здесь.
Ваш Email - адрес не будет опубликован
Коммерческое использование материалов сайта без согласия авторов запрещено! При некоммерческом использовании обязательна активная ссылка на сайт: www.kruginteresov.com